Сейчас в Украине существует популярный способ нанять сотрудника не по трудовому договору, а как предпринимателя на едином налоге. Такая схема проста и рассчитана на то, чтобы не платить лишнего в казну. С будущим работником работодатель заключает договор подряда. Работник выполняет работу или оказывает определенные услуги для компании, она же платит за это деньги, которые перечисляет на счет предпринимателя. Такой статус получить легко. Предпринимателю (ФЛП) достаточно зарегистрироваться плательщиком единого налога 3-й группы. В чем преимущество такого вида трудоустройства, не пострадает ли от этого сам работник — далее в статье.

Работник-предприниматель. Для работодателя — сплошные преимущества

Прежде всего, работодатель сможет сэкономить на уплате налогов. Это связано с тем, что за работника в штате необходимо каждый месяц платить 18% налога на доходы физических лиц, 22% Единого социального взноса и 1,5% военного сбора. Все вместе составляет более 40%.

Когда же сотрудник — предприниматель единого налога, другая сторона снимает с себя фискальную нагрузку. Вместе с тем, работодатель не парится по требованиям, указанным в Кодексе законов о труде.

Проще всего в этой схеме — регистрация работника в качестве предпринимателя. За это дело легко берутся Центры предоставления админуслуг. К тому же, в этом помогут и юристы с бухгалтерами. По отчетности, то дело нехитрое. Да, она нужна, потому что деньги идут исключительно на банковский счет. Нередко для сдачи отчетности работодатель привлекает собственную бухгалтерию.

Выгодно ли это работнику?

В определенной степени, да. С работника снимается часть налоговых обязанностей, потому что работодатель оплачивает НДФЛ, ЕСВ и военный сбор не из своего кармана, а отрезает их от так называемой грязной зарплаты. По этой причине некоторые компании считают, что официально выгодно платить только часть зарплаты, другую — в конверте.

Когда же сотрудника зарегистрировали как СПД, то он получает деньги в соответствии с актами выполненных работ. Раз в квартал платит 5% налога. А также сумму ЕСВ в размере 22% минимальной з/п. По военному сбору, то его предприниматели не платят.

Что означает договор подряда?

Такой договор не привязывает человека к одному рабочему месту. Поэтому для работника такой вид — возможность подрабатывать на стороне. В том числе, вести бизнес. По своей сути СПД-подрядчик должен только выполнить работу в указанное время.

Компаниям по душе соответствующее «трудоустройство», когда речь идет о торговых представителях, курьерах, страховых агентов, водителей, программистов и разработчиков. Это работники, которые не занимают пространство в офисе. А большую часть времени проводят вне помещения.

Наличие СПД возможно пойдет на пользу для будущего бизнесмена. После разрыва отношений с работодателем у сотрудника уже будет готов ФЛП вместе с историей деятельности. К тому же, появится возможность брать кредиты, участвовать в тендерах и тому подобное.

В чем минусы?

Для работника, если он оформлен по нормальному трудовому договору, есть выходные, возможность брать отпуска, больничные, претендовать на определенный график работы. В гражданско-правовом договоре — обычно никаких прав работника. Указывается в большинстве случаев только оплата за предоставленные услуги или выполненную работу.

Если конечно с работодателем нормальные отношения, то с ним можно договориться взять на время отдых. При этом, на выплату отпускных рассчитывать не стоит. Хотя все это в конце может компенсироваться за счет разницы в доходах ФЛП и наемного работника. Кроме того, работодателя может не волновать такой вопрос, как создание благоприятных условий труда. Поэтому стол, стулья, компьютер или еще какое-то желание рабочего комфорта может и не оказаться. С другой стороны — такие вещи обсуждаются и решаются.

Существуют определенные риски

В большинстве случаев сопровождать СПД является морокой самого ФЛП. Это значит, что придется сдавать отчетность, ее сдавать в ГФС, следить за уплатой налогов. В том случае, когда работодатель сам согласен вести работника, то тоже могут возникнуть проблемы. К примеру, бухгалтер имеет не только доверенность на подпись документов, но и и доступ к клиент-банку. Это чревато тем, что компания начнет гонять через счет сотрудника предпринимателя деньги. А в результате — подставит перед налоговой.

Еще один случай, когда может нагрянуть инспекторская проверка. Некоторые менеджеры находились на своих рабочих местах в офисе. Работодатель считал, что раз они на виду, то никто ничего не заподозрит. Однако оказалось наоборот. Неожиданно пришли инспекторы и, пообщавшись с двумя сотрудниками, поняли, что они не оформлены по трудовому договору. Эта история закончилась для компании штрафом в 200 000 грн. После этого всех работников решили оформить.

Еще одной неприятностью может быть неожиданное расторжение рабочих отношений, то есть без предупреждения. Это чревато тем, что за проделанную работу могут и не заплатить. После так называемого увольнения, работник не сможет рассчитывать на помощь от государства (стать на учет биржи труда).

Радует то, что содержание СПД в случае длительного простоя не выльется в большие расходы. Если нет оборота, единый налог не уплачивается. Однако остается ЕСВ. Ежемесячная сумма в 2017 году — минимум 704 грн. С 2018-го из-за роста минималки ЕСВ составит на 16% больше.

Если Вам необходима юридическая помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.

Работник-предприниматель: в чем преимущество такого трудоустройства?
Метки: