Правила перевозки: о каких правах забывают пассажиры автобусов?

По подсчетам за последний год междугородными автобусами было перевезено 148 миллионов пассажиров. Особый спрос на поездки летом, во время отпусков. Однако большая часть пассажиров не использует прописанные законом права, потому что, как правило, их не знает. Этим и пользуются перевозчики и часто нарушают правила перевозки. Какие же они — далее в статье.

Правила перевозки. Права пассажиров автобусов

Когда пассажир покупает билет, то соглашается с условиями публичного договора (договор оферты). С ними же имеет право ознакомиться во время приобретения. В частности, с помощью сервиса дистанционного заказа, оплаты услуг перевозки (Интернет, кассы).

Распространенным нарушением со стороны перевозчиков является отмена или задержка рейса.

Отмена рейса

Гражданин имеет право вернуть приобретенный билет в кассу до того, как отправится автобус. Выплату должны осуществить в полном объеме. Это касается тех случаев, когда:

  • рейс отменили или задержали;
  • не предоставили указанное в билете место;
  • предоставили автобус, что является классом ниже, чем указано в расписании.

Согласно такому договору, перевозчик должен доставить человека и его багаж в установленный пункт. А пассажир оплатить услугу. Подтверждение этому есть билет и багажная квитанция. (Статья 910 ГК Украины).

В случае нарушения условий договора (просрочка выполнения услуги), пассажиру должны уплатить пеню — 3% стоимости работы. Об этом говорится в части 5 статьи 10 Закона Украины «О защите прав потребителей».

Вышеуказанное означает, что за отмену рейса перевозчик имеет обязательства вернуть деньги за билет и выплатить пеню — 3% от его стоимости за каждый день просрочки. Для этого пассажир должен обратиться к перевозчику. Можно сначала потребовать в устной форме. В случае отказа — в письменной. А если и дальше будет игнорировать, то с иском идти в суд, где просить о взыскании стоимости билета, пени и возмещения морального вреда.

Задержка рейса

Согласно статье 922 ГК Украины, за задержку или опоздание автобуса перевозчик должен уплатить пассажиру штраф (размер определяется по договоренности сторон). Может этого не делать, если докажет, что задержка произошла в результате поломки автобуса или еще из-за других веских причин. Когда же сам пассажир отказывается пользоваться этими услугами из-за задержки, то ему должны отдать деньги за билет. Кроме того, имеет право требовать пеню — 3% от стоимости билета за каждый час задержки.

Потребитель в случае обнаружения недостатков вправе требовать (ст. 10 ЗУ «О защите прав потребителей):

  • бесплатно устранить их в разумные сроки;
  • уменьшить цену за предоставление услуги;
  • возмещения причиненных убытков;
  • бесплатно изготовить такую ​​же вещь и тому подобное.

Правила перевозки. Потеря багажа

Согласно статье 924 ГК Украины, перевозчик несет ответственность за сохранность груза, багажа. Если другие обстоятельства, то должен предоставить доказательства. В свою очередь пассажир, сдавая багаж имеет право объявить ценность и уплатить сумму.

Если багаж не доставляют потребителю в течение 2 недель после того, как поступает заявление о выдаче, следует считать потерянным. Таким образом, должны вернуть компенсацию по установленному размеру и оплаты.

Когда пассажир не объявлял ценность, ему должны вернуть плату за перевозку багажа. А размер компенсации определяет суд. Итак, если перевозчик потерял багаж, пассажир должен написать соответствующее заявление. Согласно ему, возвращают деньги. На практике трудно через суд вернуть деньги. Поэтому лучше, чтобы пассажир сразу объявил ценность багажа.

Автостанции — обслуживание пассажиров

Работники автостанций через громкоговоритель должны предоставить следующую информацию:

  • время отправления и прибытия автобусов;
  • график работы касс и автостанции;
  • условия обслуживания лиц с инвалидностью, матерей с детьми;
  • отмена рейса или замена автобуса, назначение дополнительного рейса, изменения в графике работы касс.

Информацию о консультировании Вы можете получить на странице Судебные задачи.

Правила перевозки: о каких правах забывают пассажиры автобусов?