Права потребителей: как защитить себя, когда покупаешь продукты?

15 марта отмечается Всемирный день защиты прав потребителей. Эту дату выбрали не просто так — в 1961 году президент США Джон Кеннеди выступил перед гражданами и назвал основные права каждого потребителя, которые сегодня не менее актуальны. В частности это право на безопасность, на информацию, на выбор и на защиту своего мнения.

В этот день принято говорить о других важнейших принципах взаимодействия производителя и потребителя товаров. Сейчас декларируется право человека на возмещение ущерба при покупке некачественного товара. В общем, День защиты прав потребителей отмечают с 1983 года. Тогда его и закрепили в международном календаре.

В Украине защитой прав потребителей занимается Госинспекция по вопросам защиты прав потребителей. Вместе с ней Всеукраинское общественное объединение «Союз потребителей Украины». Испорченные просроченные продукты — сыр с плесенью, гнилые фрукты, старое детское питание и зеленая когда-то красная рыба — все это за считанные минуты обнаружили активисты. В этот день просто невозможно было не провести рейды в столичных супермаркетах. Ситуация плачевная. И это только в Киеве, а что же происходит в регионах?! И в голове не укладывается другое — как можно в буквальном смысле отравлять не только взрослых, но и детей.

Хорошо ли мы знаем наши права, в частности, право на безопасность, на качественные товары и услуги, на достоверную информацию и право защищать свои претензии в суде — в нашей статье.

Права потребителей. Как не отравить себя и ребенка?

Антисанитария полная. Кроме просроченных продуктов — куча мусора под прилавками и какие-то объедки. Когда спросили уборщицу, почему не убрано, в ответ услышали, что убрано, а впоследствии — «у нас туда нет допуска».

Фото Максима Несмиянова.

Исполнительный директор ОО «Союз потребителей» Максим Несмеянов вместе со съемочными группами ведущих телеканалов Украины показал, как с легкостью можно отравиться продуктами питания.

«Книга жалоб есть, ответов нет. На сколько же в Украине не уважают потребителя… Начнем с того, что магазины грязные, дальше — фрукты, овощи. Вот к примеру виноград, это издевательство 149 грн за продукт, который трудно назвать даже вторым сортом. 2 месяца просрочки детского питания. Цена 35 грн за упаковку, выкинуть жалко, поэтому и продают. Рыба была красной, но стала зеленой. Рядом с мясом решили развести червей и прочую заразу. А потом человек пришел домой и отравился. Почему же? Да потому что в магазине антисанитария и в управляющего руки не с того места растут», — говорит Максим Несмеянов.

Фото Максима Несмиянова.

Итог 20-минутного рейда — полная тележка проблем

Фото Максима Несмиянова.
Главная проблема не на полках, а в законодательстве. Прописано так, что поймать торговцев во время проверок фактически невозможно.

«Надо ехать в контролирующие органы, написать жалобу, подождать, пока им разрешит вышестоящий орган. Потом придут на проверку, но я вам даю гарантию, что они ничего не найдут, то что мы увидели. Это связано с тем, что будут искать именно этот сок этой партии. Они же расходятся в течении 1-2 дней в магазине», — заверил исполнительный директор.

В свою очередь, руководство отравляет не только некачественными продуктами, но и обещаниями, что исправятся, а товар утилизируют в течение часа. Ну что же, остается надеяться. Однако видимо на себя.

Будьте осторожны, потому что вам могут подсунуть яд да еще и обмануть. В последнем случае следует пользоваться контролирующими весами, потому что очень часто на 200-300 г товар оказывается тяжелее.

Просроченный товар сразу необходимо отнести продавцу. К тому же, не помешает написать жалобу в книгу (в магазинах есть уголок потребителя). Однако как видим, ответа никто не дает. Кроме того, обратиться к руководству, к Госинспекции, «Союза прав потребителей Украины», юристов для того, чтобы отстоять свои права.

Если Вам необходима помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.

Права потребителей: как защитить себя, когда покупаешь продукты?