Права потребителей: как вернуть лекарства и медтехнику в аптеку?

В аптеках наотрез отказываются принимать уже купленные у них лекарства и технику. Ссылаются же на то, что приобретенные лекарства возврату не подлежат. Знакомая ситуация!? Законно ли это и о том, можно ли вернуть лекарственные средства и медицинскую технику в аптеку — далее в статье.

Права потребителей. О чем говорит украинское законодательство?

Согласно Закону, приобретение лекарств — это обычный договор розничной купли-продажи. Поэтому так как это договор с покупателем-физическим лицом, то действуют гарантии по защите прав потребителей, поскольку покупатель и является потребителем.
Таким образом, покупатель:

При этом существует точный Перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену/возврату (9 ст. Закона о правах потребителей). Исходя из этого, обмену/возврату не подлежат продовольственные товары, лекарственные препараты и средства, предметы санитарной гигиены и ряд непродовольственных товаров.

Относительно лекарственных средств, то к ним относятся действующие вещества (субстанции), готовые лекарственные средства (лекарственные препараты, лекарства, медикаменты), гомеопатические средства, и те, которые используют для выявления возбудителей болезней, лекарственные косметические средства, лекарственные добавки к пищевым продуктам.

Можно ли обменять/вернуть лекарства ненадлежащего качества?

Согласно Закону о защите прав потребителей, если были приобретены продовольственные товары ненадлежащего качества, то продавец обязан заменить их на соответствующие или вернуть деньги. Однако, если недостатки товара удалось обнаружить в пределах срока годности.

Итак, когда приобретенные лекарства оказались некачественными, то у покупателя есть полное право требовать или заменить их лекарствами надлежащего качества, или вернуть деньги. При этом потребитель самостоятельно выбирает вариант. Исключение — у продавца нет соответствующих лекарств.

Объявления в аптеках

Объявления в аптеках о невозможности возврата лекарств касается только тех случаев, когда приобретенные лекарства надлежащего качества. В таком случае покупатель не имеет права ни обменять, ни вернуть лекарства.

Однако эти объявления не распространяются на лекарства, ненадлежащего качества (напр., просроченные). Поэтому в соответствии должны либо заменить, либо вернуть деньги.

Какова ситуация с медтехникой?

Медицинское оборудование — непродовольственный товар. Здесь действуют правила и об обмене товара надлежащего качества, но только тогда, когда медтехника предназначена для личного, домашнего или иного некоммерческого использования.

При покупке механического устройства для измерения артериального давления и его использования в домашних условиях, в течение 14 дней с момента получения, можно обменять устройство на аналогичный. Причины разные — от размера, не подошел и к цвету.

Когда аналогичного товара нет, то можно приобрести любой другой из имеющегося ассортимента, учитывая стоимость. Или как вариант — расторжения договора и возврата денег. Вместе с тем, товар можно и подождать. Как только он появится в продаже, продавец должен сообщить покупателю.

Товар обязаны обменять при сохраненном товарном виде, потребительских свойствах, наличии пломб, ярлыков, расчетного документа (чека).

Если же медицинскую технику приобрело определенное медучреждение, то есть юридическое лицо, то по законодательству обменять товар нельзя. Кроме того, если такую ​​медицинскую технику приобрели для коммерческого использования, то будут бездействовать в этом случае и положения Гражданского кодекса относительно обмена товара надлежащего качества. Поскольку это не договор розничной купли-продажи, а договор поставки, регулируется другим кодексом — Хозяйственным.

Таким образом, Закон о защите прав потребителей распространяется только на покупателей-физлиц, а также на то, какой именно договор был заключен.

Чего не может сделать потребитель? А что может?

Законодательное регулирование касается только продажи товаров ненадлежащего качества. Согласно Гражданскому кодексу и Закону о защите прав потребителей, покупатель товара ненадлежащего качества вправе, независимо от возможности использования товара по назначению, требовать от продавца по выбору:

  • пропорционально уменьшить стоимость товара;
  • бесплатно устранить недостатки товара в разумные сроки;
  • возместить расходы на устранение недостатков товара.

При выявленных недостатках, которые невозможно устранить из-за нехватки времени, непропорциональных расходов и т.д., покупатель может:

  • отказаться от договора и требовать возврата денег;
  • требовать замены товара.

Если же покупатель медицинской техники — физическое лицо, и эта техника не предназначена для использования в предпринимательской деятельности, то права определяются только специальными нормами Гражданского кодекса Украины.

Если Вам необходима юридическая помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.

Права потребителей: как вернуть лекарства и медтехнику в аптеку?