Права потребителей: что делать, когда в магазине не принимают карточку

Расчет карточкой сейчас в Украине является популярным способом оплаты. В больших городах о POS-терминалах знают, поэтому заплатить таким образом в магазине или ресторане, как правило, можно без проблем. Вместе с тем, возникают и трудности, то ломаются все время, или даже терминалов нет. Как при этом нарушаются права и интересы потребителей, куда обращаться, что грозит точкам без POS-терминалов — далее в статье.

Когда нет POS-терминалов. Что грозит таким объектам?

О защите прав потребителей говорится в ЗУ (п. 2, ст. 17) и указано, что каждый имеет право на свободный выбор товаров или услуг, способ оплаты. К тому же, в удобное для человека время. В соответствии с этим, магазин должен предоставлять такое право, а заставлять совершать покупки является правонарушением.

Согласно статье 23 Закона Украины, при нарушении соответствующего права, предусмотрен штраф — 8,5 тыс. грн. Это — 500 необлагаемых минимумов. Также может быть наложен административный штраф на само руководство торговой точки — от 17 до 170 грн. При повторном нарушении — 85-429 грн (ст. 155 КоАП). Штраф накладывают, если нет POS-терминала в том месте, где он должен быть.

Такие места указанны в постановлении Кабмина №878. К примеру, магазины могут не принимать карточки, если есть кассовые аппараты, а площадь помещения не более 20 кв. м (кроме заправок). Также, если торговые точки, которые находятся в малых населенных пунктах (менее 25 тыс. человек). В столовых на предприятиях, вузах и воинских частях терминалов может не быть.

Если терминал не работает по техническим причинам, законом никакие санкции не предусмотрены.

То есть когда терминал сломался — это не нарушение, в случае его отсутствия — штраф в 8,5 тыс. грн. Но часто бывает, что потребителя могут обманывать, будто терминал необходимо ремонтировать, а на это нужно время.

Куда обращаться, если не хотят принимать платежную карту

Нередко бывает, что предприниматели не хотят, чтобы оплата производилась через терминалы. Это им не выгодно, ведь они стремятся сохранить льготный режим налогообложения. Насчет супермаркетов и крупных магазинов — такое бывает редко, отказать могут, ссылаясь на поломку.

Вы имеете право попросить назвать причину таких технических проблем.
Пока товар неоплаченный, он является собственностью магазина. Даже есть ли пить на территории магазина покупатель не может, это называют порчей собственности.
К примеру, охранник имеет право провести досмотр вещей, но только с согласия потребителя. Также он может вызвать полицию, если есть подозрение кражи. По сути, так же и Вы можете обратиться к правоохранителям.
При отказе рассчитаться карточкой, этот факт можно зафиксировать. Это может быть книга жалоб, следует указать конкретную причину. Не продать товар Вам не могут. Это нарушает закон.

В общем, на книгу жалоб руководство должно отреагировать, а в течение 5-ти дней написать, какие меры приняли.

Кроме книги, можно написать заявление с претензией о нарушении прав потребителя.
В любом случае сначала следует обратиться к руководству, а уже потом в Госспотребслужбу или ГФС.
На сайте необходимо заполнение шаблона жалобы, следует указать информацию о заведении, поставить подпись. Если согласуют, то на заведение ждет внеплановая инспекторская проверка и возможный штраф в 20 необлагаемых минимумов доходов.
Все вышеперечисленное возможно и не имеет существенного смысла. Можно подумать себе, кому нужны проблемы и было бы из-за чего. Однако представьте ситуацию, когда Вы в аптеке, срочно нужны лекарства, а наличных нет. И снять деньги можно не понятно где, к тому же времени нет.

Взыскать ущерб можно, но для этого необходима большая доказательная база и в результате долгая судебная тяжба. Лучше, чтобы торговые точки думали, как улучшить качество обслуживания.

Какова ситуация с покупками через Интернет?

Правила аналогичные Сети. Покупки онлайн регламентированы Гражданским кодексом, законом «О защите прав потребителей» и спецзаконом «Об электронной коммерции».

Вместе с одинаковыми требованиями к продавцам, оспаривать права закон позволяет. При возникновении спора — через суд.

Доказательства онлайн-оплаты — электронный документ, квитанция, товарный или кассовый чек, билет, талон и др. (главное, чтобы была информация о получении денег, дата расчета).

Если это касается договора купли-продажи, то онлайн-покупки несколько имеют преимущества перед обычной торговлей. К примеру, у потребителя есть право расторгнуть договор в течение 2 недель (неважно, товар качественный или нет). В обычной торговли сначала предлагают ремонт. Однако, как показывает практика, в обычном магазине такие права реализовать легче.

Итак, если Вам принципиально хотите рассчитываться только платежной картой, Вы имеете на это право. Так же, как и жаловаться о нарушенных правах потребителя. Нормы прописаны в украинском законодательстве. По поводу POS-терминалов, то они должны быть (места указанные в постановлении Кабмина №878). В случае технических проблем — нарушением это не является. Однако вы можете требовать указать причину. В любом случае, покупайте так, как Вам удобно. А свои права всегда защищайте!

Информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.

Права потребителей: что делать, когда в магазине не принимают карточку