Когда мы планируем дальнюю поездку, нередко обращаемся к туристическим агенствам. При этом хотим, чтобы за нас решили все вопросы. Однако бывает, когда нам пытаются навязать ту или иную услугу, а мы на это закрываем глаза. Конечно, не все. Но часть так действует в связи с неосведомленностью и элементарным незнанием своих прав. Что касается непосредственно поездок в поездах, то стоит все же знать базовые правила поведения и то, что называют правом. Об этом и об обязательствах проводника — далее в статье.
Права пассажиров поезда
О порядке перевозки пассажиров в поездах говорится в Правилах поведения граждан на железнодорожном транспорте, Правилах перевозки пассажиров, должностной инструкции проводника. Такие правила есть в вагонах поездов, Интернете. Это официальные документы, поэтому изменить их не могут ни региональные управления железных дорог, ни начальники поездов, проводники.
Такая простая штука как вежливость, к сожалению, известна далеко не всем. Хотя это является прямым обязательством проводника, частью служебных обязанностей, за что и соответственно получает зарплату.
Проводник должен быть вежливым, проявлять к пассажирам внимание и уважение. В случае хамовитого отношения можно обратиться с жалобой к начальнику поезда.
Пассажир поезда имеет право:
- перевозить багаж весом до 36 кг, а объемы позволяют разместить его в специально отведенных для этого местах;
- на выдачу ремней безопасности для второй полки;
- бесплатно пользоваться горячей или просто кипяченой водой, аптечкой, которая есть в каждом вагоне (все это входит в стоимость билета);
- попросить одеяло;
- спать когда угодно;
- отправить даже ночью соседа по купе на его законную верхнюю полку;
- требовать мыло, туалетную бумагу;
- не дышать сигаретным дымом;
- не сдавать постель при выходе из вагона, не убирать ее. Ведь это обязанности проводников;
- сесть в любой вагон, особенно, если не успевает забежать к своему;
- оставить себе билет на время поездки.
Обязанности проводника:
- будить пассажира минимум за 30 минут до нужной станции;
- устранять пьяные дебоши, усмирять пассажиров, которые сильно разгулялись;
- расстилать постель. Это в принципе можно сделать и самому, в отличие от людей, которые действительно не могут сами справиться;
- складывать и раскладывать верхние полки;
- выписывать квитанцию за приобретенную на месте постель.
Что делать в случае, когда на одно место продали 2 билета?
Пассажиру должны предложить перейти на другое место, в другой вагон. При этом пассажир не доплачивает разницу в стоимости. Когда пассажир вынужден ехать классом ниже, то ему должны выписать новый билет и возместить разницу по прибытии на вокзал.
Если не успели купить билет
В поезд можно сесть без билета, если места есть. Однако это разрешается редко и только с согласия начальника поезда. Сначала пассажира размещают в штабном вагоне, где в течение 30 мин-1 ч должны оформить билет. Штрафы и комиссии платить не нужно.
Если сели не в тот поезд или проехали свою остановку
Можно вернуться назад к отправной станции совершенно бесплатно. Перед тем, как выйти из поезда, нужно дождаться пока составят акт от имени начальника. С помощью этого документа можно бесплатно вернуться назад и обновить билет.
Когда подышал воздухом на станции и не успел попасть в поезд
Нужно найти начальника станции и объяснить случай. Он сообщит начальнику поезда и даст наставления снять с поезда багаж пассажира и проездные документы. Это произойдет на ближайшей остановке. Начальник уже этой станции отправит телеграмму в пункт где находиться пассажир. С ней есть возможность сесть в другой поезд и бесплатно добраться за багажом. Дальше — обновить билет и продолжить путешествие.
Где найти начальника поезда?
Обычно он работает проводником в одном из вагонов. Информация о номере вагона находится у купе стюардов.
Если Вам необходима юридическая помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.