Когда мы планируем дальнюю поездку, нередко обращаемся к туристическим агенствам. При этом хотим, чтобы за нас решили все вопросы. Однако бывает, когда нам пытаются навязать ту или иную услугу, а мы на это закрываем глаза. Конечно, не все. Но часть так действует в связи с неосведомленностью и элементарным незнанием своих прав. Что касается непосредственно поездок в поездах, то стоит все же знать базовые правила поведения и то, что называют правом. Об этом и об обязательствах проводника — далее в статье.

Права пассажиров поезда

О порядке перевозки пассажиров в поездах говорится в Правилах поведения граждан на железнодорожном транспорте, Правилах перевозки пассажиров, должностной инструкции проводника. Такие правила есть в вагонах поездов, Интернете. Это официальные документы, поэтому изменить их не могут ни региональные управления железных дорог, ни начальники поездов, проводники.

Такая простая штука как вежливость, к сожалению, известна далеко не всем. Хотя это является прямым обязательством проводника, частью служебных обязанностей, за что и соответственно получает зарплату.

Проводник должен быть вежливым, проявлять к пассажирам внимание и уважение. В случае хамовитого отношения можно обратиться с жалобой к начальнику поезда.

Пассажир поезда имеет право:

  • перевозить багаж весом до 36 кг, а объемы позволяют разместить его в специально отведенных для этого местах;
  • на выдачу ремней безопасности для второй полки;
  • бесплатно пользоваться горячей или просто кипяченой водой, аптечкой, которая есть в каждом вагоне (все это входит в стоимость билета);
  • попросить одеяло;
  • спать когда угодно;
  • отправить даже ночью соседа по купе на его законную верхнюю полку;
  • требовать мыло, туалетную бумагу;
  • не дышать сигаретным дымом;
  • не сдавать постель при выходе из вагона, не убирать ее. Ведь это обязанности проводников;
  • сесть в любой вагон, особенно, если не успевает забежать к своему;
  • оставить себе билет на время поездки.

Обязанности проводника:

  • будить пассажира минимум за 30 минут до нужной станции;
  • устранять пьяные дебоши, усмирять пассажиров, которые сильно разгулялись;
  • расстилать постель. Это в принципе можно сделать и самому, в отличие от людей, которые действительно не могут сами справиться;
  • складывать и раскладывать верхние полки;
  • выписывать квитанцию ​​за приобретенную на месте постель.

Что делать в случае, когда на одно место продали 2 билета?

Пассажиру должны предложить перейти на другое место, в другой вагон. При этом пассажир не доплачивает разницу в стоимости. Когда пассажир вынужден ехать классом ниже, то ему должны выписать новый билет и возместить разницу по прибытии на вокзал.

Если не успели купить билет

В поезд можно сесть без билета, если места есть. Однако это разрешается редко и только с согласия начальника поезда. Сначала пассажира размещают в штабном вагоне, где в течение 30 мин-1 ч должны оформить билет. Штрафы и комиссии платить не нужно.

Если сели не в тот поезд или проехали свою остановку

Можно вернуться назад к отправной станции совершенно бесплатно. Перед тем, как выйти из поезда, нужно дождаться пока составят акт от имени начальника. С помощью этого документа можно бесплатно вернуться назад и обновить билет.

Когда подышал воздухом на станции и не успел попасть в поезд

Нужно найти начальника станции и объяснить случай. Он сообщит начальнику поезда и даст наставления снять с поезда багаж пассажира и проездные документы. Это произойдет на ближайшей остановке. Начальник уже этой станции отправит телеграмму в пункт где находиться пассажир. С ней есть возможность сесть в другой поезд и бесплатно добраться за багажом. Дальше — обновить билет и продолжить путешествие.

Где найти начальника поезда?

Обычно он работает проводником в одном из вагонов. Информация о номере вагона находится у купе стюардов.

Если Вам необходима юридическая помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.

Права пассажиров поезда: какие обязательства у железнодорожников?