Заезжая в тот или иной отель клиент волнуется не только за условия пребывания, но и обслуживания. Сюда же следует отнести вещи и деньги, оставленные в номере. Администрация отеля всегда предупреждает о том, что за вещи они ответственности не несут. Действительно ли это так? Как действовать, когда вещи или деньги случайно потерялись или их украли, какие при этом права клиента? А с другой стороны, что делать, когда клиент шантажирует работников отеля? Обо всем этом далее в статье.
Права клиентов отеля. Кто ответственен за оставленные вещи?
Прежде всего, следует отметить, что порядок хранения личных вещей отличается от порядка хранения денег клиента.
По договору хранения вещей в гостинице в правоотношения вступают две стороны: отель в качестве хранителя и потребитель гостиничных услуг в качестве поклажедателя (клиента). В Гражданском кодексе (ч. 1, ст. 975) говорится, что за сохранность вещей клиента соответствует отель, если вещь передана работникам гостиницы или находится в отведенном для лица помещении (камеры хранения, сейф, номере). Такие нормы установлены Правилами пользования гостиницами и аналогичными средствами размещения и предоставления гостиничных услуг, утвержденные приказом Государственной туристической администрации Украины от 16.03.2004 № 19 (далее — Правила).
Когда же вещи похитили, потеряли или уничтожили, то клиент отеля службы должен сообщить об этом администрации для возмещения вреда (ч. 3 ст. 975 ГК). Если же лицо обнаружит потерю после того, как уедет из отеля, то отстоять свои права будет трудно.
Позиции клиента отеля
Защитить свои права клиент может, опираясь на часть 1 статьи 975 ГК и п. 11 Правил, указывая, что обязанностью отеля является хранение вещей. Однако в этом случае клиент должен иметь доказательства, что он действительно разместил личные вещи в гостиничном номере или передал их работникам на хранение.
Когда вещи были оставлены в коридоре или гостиной и были похищены, администрация отеля не несет ответственности. Кроме того, требования клиента о возмещении потерянных вещей, должны быть удовлетворены администрацией только если сообщение было предоставлено отеля до момента выселения клиента.
Если же отель отказывает в этом, клиент имеет право на обращение в суд, составив исковое заявление о возмещении ущерба. Вместе с заявлением необходимо предоставить доказательства (арендованный номер, зафиксированный факт сообщения отелю). К тому же, можно подать ходатайство о необходимости доказательств в виде записей с камер видеонаблюдения.
Позиция отеля
Представитель отеля может ссылаться на то, что данный договор является договором присоединения (ст. 634 ГК). Ведь отелем, как правило, были внесены оговорки об освобождении хранителя от обязанности сохранности вещей, что потребитель согласился путем заключения договора. Однако, данное предостережение можно отклонить, так как противоречит статье 975 ГК, является специальной нормой. В суде представитель отеля должен предоставлять доказательства (запись с камер видеонаблюдения, показания свидетелей и т.п.) о том, что клиент либо не сообщил администрации немедленно, или о том, что он не внес вещи в гостиницу.
Деньги и другие ценности
Отель несет ответственность за потерянные деньги и другие ценности, если клиент их передал отдельно на хранение (ч. 2 ст. 975 ГК). Это может быть гостиничный сейф, специальные камеры хранения. Во время передачи денег или других ценностей клиентом отеля на хранение, администрация отеля предоставляет клиенту соответствующую квитанцию или ключи с номером ячейки.
Если клиент действительно передал деньги на хранение, то нужно ссылаться на норму ч. 2 ст. 975 ГК, где отель отвечает за потерю денег. Клиент, отстаивая свои права, может подтвердить документальными доказательствами в виде квитанции или другого спецзнака.
Если отсутствует доказательство отдельной передачи клиентом денег на хранение, то администрация может заявлять, что ответственности за ценные вещи не несет. Особенно, это будет легко доказать, если в отеле вообще нет никаких сейфов, камер хранения и тому подобное.
Нередко в отель заходят и обнаглевшие клиенты, все им давай. К примеру, отель не предоставляет дополнительных услуг по хранению денег, а клиент настаивает на хранении отелем денег в любых других отличных от камер хранения местах; все имеющиеся камеры хранения в гостинице заняты, а клиент под свою ответственность позволил хранить деньги в других местах.
Таким образом, ответственность отеля зависит от конкретных обстоятельств. Поэтому, если Вам необходима юридическая помощь, информацию о консультировании Вы можете получить на сайте.