Споры между налогоплательщиками и налоговиками чаще всего случаются из-за налога на добавленную стоимость, особенно в отношении процесса блокировки накладных. В нашей статье — ситуации, которые могут привести к судебному обжалованию — от просроченных сроков до комиссионных последствий.
Налоговые накладные. Как их разблокировать?
Когда нарушены сроки сообщения
Система, которая направлена на отлов мошеннических документов, часто блокирует накладные предпринимателей реального сектора экономики. После того, как налоговую накладную обработают, плательщику присылают квитанцию, содержащую информацию о регистрации НН или о блокировании.
Очень часто квитанция об отказе в регистрации НН приходит вовремя — на следующий день или еще позже.
Такие же действия налоговиков прямо нарушают нормы Налогового кодекса, поэтому могут быть обжалованы в судебном порядке. Однако практика с этим еще не сталкивалась. Поэтому на сегодня эффективный способ воздействия — жалоба бизнес-омбудсмену. К тому же, плательщик НДС после того, как получит квитанцию о блокировании, вправе предоставить фискалам все документы, подтверждающие, что операции в накладной реальны.
Дополнительный налог
По Закону предприятие может предоставить свои объяснения в течение 365 дней. Но при этом возникают неприятности — многократные попытки зарегистрировать налоговую накладную и применения штрафных санкций за незарегистрацию.
Исходя из того, что компания неоднократно регистрирует одну накладную, то необходимые пояснения для инспекторов. Лучше, не бросать на самотек незарегистрированную накладную, а обратиться в комиссию ГФС или суд. Это для того, чтобы случайно не появились штрафы. Вместе с тем, заблокирована накладная ограничивает рабочее движение — у покупателя нет права взять налоговый кредит.
Комиссионные последствия
После того, как плательщик предоставит объяснения, ГФС рассмотрит материалы и в течение 5 дней должен дать ответ. Однако таких сроков редко соблюдают. В Кабмине на это свое мнение — слишком большие коррупционные риски в такой процедуре.
При комиссионном отказе, плательщик может в течение 10 дней обжаловать решение. В свою очередь, комиссия отреагировать в такой же срок.
Интересно, что причину отказа или одобрения в регистрации налоговой накладной не объясняют. Соответственно, никаких рекомендаций. Однако решение можно обжаловать в суде.
К тому же, появилось постановление Киевского окружного административного суда от 13 ноября 2017 №810, что это не соответствует критериям четкости и понятности, не является мотивированным, поэтому подлежит отмене.
Хотя у нас отношения между плательщиками и налоговиками регулирует не Закон, а практика! А с системой электронного администрирования нет пока обобщения.
Также можно компенсировать убытки, которые понес плательщик, когда накладную блокировали. Все это может иметь место, однако каждый случай индивидуален.
Информацию о консультировании Вы можете получить на странице Обжалование решений налоговых органов.