Наемный работник у частного предпринимателя: основные правила

Всем известно, что произошли изменения в ведении предпринимательской деятельности. Главным является — необходимость уплаты единого социального взноса «спящими» ФЛП. Логику власти понять можно, ведь когда ведется бизнес — плати налоги. Если нет — зачем тогда заниматься им. Однако это нововведение вызвало большое возмущение среди предпринимателей. Далее разберемся, сколько необходимо платить за каждого наемного работника и главные правила оформления на работу.

Наемный работник. Налоги

Уровень налога зависит от типа деятельности, в процентах — от 5 до 20. Отчетность предприниматели могут подавать самостоятельно.

Если бизнесмен нанимает одного человека при минимальной зарплате 3200 грн, то он каждый месяц должен платить 1328 грн налога. То есть на руках у работника будет только 2756 грн. Эффективная налоговая нагрузка составит 51,6%. Исходя из того, что работнику выдается аванс и з/п, то 2 раза в месяц необходимо садиться и высчитывать налоги. Для этого придет на помощь бухгалтер, которому тоже нужно платить зарплату. И так с каждым работником ежемесячно.

Сейчас предпринимателей запугивают штрафами, если они не будут оформлять своих работников. Это — от 9600 до 300 000 грн, чтобы не допустить инспектора к проверкам.

В Кодексе законов о труде Украины (ст.24) указано, что к работе работник может приступать только после заключения с ним трудового договора. Вместе с тем оформляется приказ о приеме на работу, а также необходимо сообщить фискальную службу.

Как заключается трудовой договор с физлицом

Такой договор должен быть в письменной форме. От работника необходимо заявление о принятии на определенную работу (указывается дата, должность, обязанности, вид работы); паспорт; трудовая книжка. Могут понадобиться квалификационные документы.

Трудовой договор является действующим, когда подписан обеими сторонами. Более подробно о трудовом договоре можно посмотреть в предыдущей статье.

Далее предприниматель должен сообщить ДФС о принятии на работу работника. Сообщение можно передать посредством электронной связи (должна быть электронная цифровая подпись). Также в бумажном виде (прилагается копия в электронном). Если же работников не более 5-и, то только в бумажном виде.

Содержание сообщения:

  1. РНУКПН (налоговый номер) предпринимателя или паспортные данные;
  2. ФИО предпринимателя;
  3. ФИО работника;
  4. сообщение может подаваться по типу — отменяя или начальное. Первое подается в случае ошибки или в случае, когда работник передумал выходить на работу, а в ДФС сообщение о зачислении есть;
  5. РНУКПН работника или номер и серию паспорта (в случае отметки оплаты налога);
  6. категорию работника ( «1» — с трудовой, «2» — без);
  7. дату и номер приказа;
  8. дату старта работы.

После этого ставится дата и количество заполненных строк на бумаге. Они соответствуют количеству работников.

Сообщение в ДФС не подается, когда с работником заключается гражданско-правовой договор.

Что такое кадровая документация и как ее вести

Это документы, которые указывают, как использовать наемный труд (правила, внутренний трудовой распорядок). Дальше — учет рабочего времени (табель) распоряжения или приказы о принятии и увольнении, командировки, предоставление отпуска.

Физическое лицо-предприниматель строит приказы в произвольном порядке, однако должен указать обязательные реквизиты или использовать или брать за основу образцы. К примеру, форма приема на работу — П-1, отпуск — № П-3, табель учета рабочего времени — № П-5, увольнение -; П-4, расчетная ведомость — № П-6 и № П-7. Все формы утверждены приказом Госкомстата (№ 489).

Предприниматель не занимается личными делами работников, книгой учета движения трудовых книжек, книгой учета бланков трудовых.

Как заполняется трудовая книжка

ФЛП самостоятельно записывает в трудовую сведения о приеме на работу. А также вносит записи при расторжении трудового договора. В 3 главе со сведениями о работе необходимо написать полное название ФЛП, который нанимает работника. Следующая строка — 1 графа ставится порядковый номер записи. 2 графа — дата, когда работник начнет работать. В 3 графе вносится запись о том, что работника приняли на работу. Дальше — профессиональное направление работ, характеристика. Должность отмечается исходя из Классификатора профессий ДК. В 4 графе надо написать дату и номер распоряжения или приказа о принятии. После этого предпринимателю нужно поставить подпись и печать.

Такие работники как повар, няня, водитель (те, что оказывают услуги), трудовые хранят у себя.

Ответственность за нарушение порядка принятия на работу

В случае, когда работник приступил к работе без оформленного договора придется заплатить штраф в 30-и размерах минимальной зарплаты. За каждого работника штраф от 8500 до 17000 грн.

Когда же нарушение касается, например, порядка уведомления ДФС — штраф в размере минималки. Административное взыскание за нарушение законодательства о труде — от 510 до 1700 грн. Повторно — от 17 000 до 34 тысяч гривен.

Информацию о консультировании по вопросам наемных работников, Вы можете получить на сайте.

Наемные работники у частного предпринимателя: основные правила