Хамовитость, неуважение, ощущение того, что Вы что-то должны… Нередко мы сталкиваемся с именно таким отношением, особенно в государственных медучреждениях. Элементарно, звоним в регистратуру и ставим простые вопросы, принимает ли сегодня врач. Что мы слышим в ответ — приходите и смотрите информацию, которая висит на стенде. Ну хорошо приезжаем, читаем, нашли врача. Подходим в ту же регистратуру и спрашиваем на каком этаже он находится. И опять же то самое «уважение». О ненадлежащем исполнении обязанностей врачей и медсестер, нарушение прав и несоблюдение утвержденных стандартов — дальше.

Право на качественную медицинскую помощь

В соответствии со ст. 49 Конституции Украины каждый имеет право обратиться к тому или другому медицинскому учреждению за помощью и получить ее. Кроме того, пациенту, которому исполнилось 18 лет, должны достоверно и полно рассказать о состоянии его здоровья. При этом, ознакомить с соответствующими документами. Необходимые исследования и лечения объяснить, а какое-либо заболевание прогнозировать. В отношении несовершеннолетних пациентов, информируются родители или опекуны. Однако бывают случаи, когда врач может предоставить неполную информацию, например, когда это может повлиять на состояние здоровья, то есть его ухудшить. В случае смерти, уполномоченные имеют право присутствовать во время исследований причин. В соответствии с этим, обжаловать выводы через суд.

Частное медицинское учреждение — документы, подтверждающие Ваше обращение:

  1. договор между обеими сторонами (права и обязанности, стоимость, время предоставления услуги, ее вид);
  2. квитанция (оплата за услугу) или кассовый чек с актом выполненных работ;
  3. рецепты и рекомендации врача;
  4. договор с адвокатом для предоставления юрпомощи.

Стоит убедиться, что выбранное заведение законное. Для этого — проверить документы, лицензию, санитарно-эпидемиологическое заключение, приложение, копии дипломов, сертификатов врачей, расценки на услуги, график работы и тому подобное. Все это должно быть в наличии и более того, в свободном доступе для граждан. Если возникают споры и Вам отказывают в удовлетворении требований — стоит обратиться в органы исполнительной власти. Когда же спор не исчерпан — подавать заявление в суд. Жалобы в учреждения здравоохранения должны выкладываться в письменном виде. Ответ на запрос тоже должен быть в письменной форме, в указанные сроки. В некоторых случаях, этот ответ может служить доказательством в ходе судебного заседания.

Медицинское вмешательство и право отказа

Пациент при достижении 14 лет имеет право отказаться от определенного вмешательства. Однако бывают неотложные ситуации, когда врач действует без согласия. В других случаях, разрешение необходимо. При этом медик должен объяснить необходимость или последствия в результате отказа. Если же пациент или его представители и дальше продолжают утверждать, что на это подписываться не будут, свое решение должны изложить письменно.

Стоит знать, что каждый украинец имеет право выбирать врача по собственному желанию, так же, как и само заведение. Также выбрать методы лечения, согласно врачебным рекомендациям. Когда необходимо — требовать замену врача. Далее — лечение за рубежом, когда его не могут обеспечить на месте. Пациент имеет право настаивать на медицинской тайне, когда это ему нужно. Врач же не имеет права разглашать информацию.

Какую ответственность несут медики при нарушении?

В соответствии с законодательством «О здравоохранении», причиненый вред пациенту предусматривает компенсацию этого ущерба как материально, так и морально. По Гражданскому кодексу Украины (ст. 22) пациент имеет право на требование возместить нанесенный ущерб. Это может быть умышленное повреждение врачом вещей или их уничтожения или даже кража (уголовное производство).

Что такое моральный ущерб?

Это — физическая боль, душевные страдания, унижения достоинства и чести, деловой репутации. Возмещается моральный ущерб деньгами или имуществом. Размер возмещения устанавливает суд. Он взвешивает реальность и серьезность правонарушения, а также последствия причиненного вреда.

Обязанности пациентов:

  • заботиться о своем здоровье, детей, не причинять вреда другим;
  • делать прививки, проходить медосмотры;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка, выполнять медицинские рекомендации;
  • помогать другим, оказывать первую помощь.

Информацию о консультировании по вопросам о защите прав, Вы можете получить на сайте.

Как доказать, что медик оказал некачественную помощь