Одним из важнейших инструментов финансового развития государства является его долг. Поэтому привлечение средств, что предусмотрено условиями долга, становится основой для роста ресурсов. С целью осуществления расходов бюджета или финансирования фондов. Такие долговые инструменты привлекают для расширения пределов финансирование и для развития территорий.

Страны с переходной экономикой используют долговое финансирование для того, чтобы увеличить инвестиции и провести перестройку экономики путем введения инноваций.

Есть случаи, когда такие средства направляются на решение социальных проблемных вопросов.

Конечно не обойтись без негативных последствий приумножения государственного долга. Если размеры долга превышают пределы, а структура оказывается совсем неблагоустроенной. То экономическое и социальное развитие государства испытывает негативное влияние. Происходит давление на рынок, растет инфляция. А национальная валюта может обесцениться. На этом негативные последствия не заканчиваются, например, могут вырасти выплаты из обслуживания долга или сократиться золотовалютные резервы страны.

Общий долг страны содержит государственный долг, а также долги домохозяйств и предприятий (государственной и частной форм собственности). Важно заметить, что не надо мыслить односторонне относительно вопроса накопления государственного долга. Конечно, этот факт имеет негативное влияние, но определены замечания. Вопросы пользования привлеченными активами не рассматриваются. А поскольку, эффективное использование таких средств станет залогом ускорения роста экономики, то такой подход превращает минусы в небольшие плюсы. А вместе с этим, привлечение такого капитала создаст новые рабочие места. А производственный потенциал будет расти, как и доход населения. Поэтому важно очень внимательно относиться к распределению средств и их привлечению в производство. Продуманы и эффективные вклады помогут изменить показатели задолженности.

Формирование государственного долга связывают со многими причинами. Например, дефицит государственного бюджета, обязанности из выплат компенсаций и социальных выплат. А также отрицательное сальдо торгового баланса.

Однако страны с переходной экономикой предусматривают дополнительные факторы.  Недостаточное развитие предпринимательской деятельности, низкий уровень доходов граждан, неэффективная деятельность государственных учреждений. Кроме таких объективных причин есть и субъективные. К примеру, неправильное распределение привлеченных ресурсов, махинации с государственной собственностью. К тому же недоработки системы управления государственным долгом. Классификация государственного долгаотдельный вопрос. Ведь применяются разные критерии распределения. Например, учитывая сумму и срок долга, выделяют капитальный и текущий государственные долги. Капитальный описывает картину задолженности, указывает полную сумму долга. А текущий предусматривает ту сумму, которая приходится на текущий период, чаще всего год.
 

К тому же эта классификация имеет свою структурукапитальный долг определяется двумя формами: прямой  (непосредственно подлежит выплате) и гарантированной (включает и понятие государственных гарантий).

Также есть такое распределение, при котором учитывается определенность долгов. Это эксплицитныеофициально подтверждены, а также имплицитныене определены на официальном уровне. Следовательно, государственный долгэто вопрос сложный и противоречивый. Нельзя говорить, что оно имеет только негативное влияние на государстводолжника. Ведь часто именно государственный долг становится мотивацией и толчком к реформам и изменениям в государстве.

Государственный долг: причины, механизмы, разновидности